Главная страница


Л. Бабушкин

О причинах и следствиях эстетических переживаний


Вопросы о причинах и последствиях эстетических переживаний, к коим принято относить чувства прекрасного, комического, трагического и безобразного, можно сформулировать следующим образом.

1. Чем вызываются эстетические переживания?
2. Как эстетические переживания сказываются на сознании и поведении людей?

Мои ответы основываются не столько на книжных знаниях, сколько на осмыслении опыта, не последнюю очередь – опыта шахматного игры.

1. Эстетические переживания вызываются материальными или идеальными объектами, обладающими созидательным потенциалом, который может быть реализован только в человеческой деятельности. (И отчасти – в поведении животных отдельных видов)

2 Эстетические переживания стимулируют творческую активность, настраивают на созидательное отношение к действительности. Оказывают влияние на систему жизненных ценностей, прежде всего нравственных. (“Общество движется началом эстетическим” – Ф. Достоевский) Чувству прекрасного принадлежит еще и особая роль - оно может сигнализировать о том, что искомое решение той или иной проблемы найдено

Персонажи Ф.М. Достоевского высказывали противоположные суждения о красоте.

- "Мир спасёт красота " (“Идиот”)

- «Красота - это страшная и ужасная вещь! …Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь” (“Братья Карамазовы”)

И то и другое верно. Красота парадоксальна, таинственна и, действительно, обладает немалой разрушительной силой. Но сила эта предназначена для борьбы со всем, что мешает развитию и обновлению жизни; она направлена против рутины, стереотипов и всего отжившего. Однако безоглядное подчинение эстетическому чувству может иметь и губительные последствия. И «дьявол хочет пользоваться красотой для своих целей», – заметил Н. Бердяев . Чувства нередко обманывают нас, потому что они не обладают точностью, расчетливостью и логикой рассудка, который, однако, почти всегда стоит на защите прежде сложившегося порядка вещей. Рассудок несравнимо надежнее чувств, но не может их заменить, поскольку в борьбе нового со старым рассудок как правило выступает на стороне старого.

Распознать и оценить эстетически значимое явление (а попросту говоря - прекрасное, смешное или безобразное) способно только эстетическое чувство. Но чувство юмора, например, дано не каждому. Распознать истинно прекрасное тоже бывает не просто - даже для человека с развитым эстетическим вкусом . Дело в том, что человеческое восприятие, как и рассудок, консервативно – оно призвано защищать всё привычное и устоявшее от малейших на него посягательств. И поэтому оно рядит все необычное и удивительное, а в том числе и прекрасное, в невзрачные и обыденные одежды. Человек глядит на мир сквозь призму прежнего опыта – чего не знаешь, того и не увидишь. Многие, наверное, помнят историю о том, как герой "Маленького принца" нарисовал страшного удава, проглотившего целого слона. А взрослые посмотрели на рисунок и увидели... шляпу.

Разглядеть в замарашке-золушке прекрасную принцессу, так же сложно, как найти в каком-нибудь заурядном предмете или факте решение нетривиальной научной или технической проблемы.( А в творчестве так чаще всего и бывает!) И это далеко не случайное совпадение - здесь мы имеем дело с явлениями одного порядка, одной природы. Недаром творческий поиск во всех областях жизни награждается красотой найденных решений.


“ Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство! <…>
Что же, таким образом, происходит? Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому оно и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными.”
(А. Пуанкаре)

В сущности, поиск красоты и поиск истины - это одно и то же


Все права защищены © Бабушкин Л.Б.


HotLog