Главная страница

Что такое мышление

Не то, что мните вы, природа:
      Не слепок, не бездушный лик –
      В ней есть душа, в ней есть свобода,
      В ней есть любовь, в ней есть язык
       (Тютчев)

Мышление и творчество природы – не поэтическая метафора, а научный факт: человека создала природа. Если бы в ней существовал только закон неубывания энтропии, такой результат не был бы возможен. Значит, в природе существует и нечто другое, обращающее хаос в порядок. Это “нечто” и есть мышление в его первоначальном виде.

Старый вопрос: как могла возникнуть и развиваться жизнь в мире, где главенствует Второй закон термодинамики, по существу  означающий всеобщую тенденцию разрушения и смерти? 
Ответ: благодаря повторяемости, воспроизводимости. Природа хитра и упряма -  она сохраняет свои разрушающиеся творения,   воссоздавая их заново. И это относится не только к живой природе. Повторяемость – основа всякого упорядоченного существования.

"Наиболее интересными являются те факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться. Мы имели счастье родиться в таком мире, где такие факты существуют. Представьте себе, что существовало бы не 60 химических элементов, а 60 миллиардов и что между ними не было бы обыкновенных и редких, а что все были бы распространены равномерно. В таком случае всякий раз, как нам случилось бы подобрать на земле булыжник, была бы большая вероятность, что он состоит из новых, нам неизвестных, элементов. Все то, что мы знали бы о других камнях, могло бы быть совершенно неприменимо к нему. Перед каждым новым предметом мы стояли бы, как новорожденный младенец; как и последний, мы могли бы подчиняться только нашим капризам и нашим нуждам. В таком мире не было бы науки; быть может, мысль и сама жизнь в нем были бы невозможны" (Пуанкаре) 

Жизнь не могла возникнуть без повторяемости в неживой природе. Но как возможна повторяемость в хаосе случайностей? Ведь вероятность случайного повторения случайного события исчезающе мала. Вот здесь-то и проявляется мышление природы — то изначально присущее материи свойство, из которого развилось человеческое мышление. Механизм воспроизведения и сохранения случайно произошедшего достаточно прост.

Схему его действия можно  представить следующим образом.  Случайно совершается некий процесс.. Процесс завершается, но в результате взаимодействия с другими "телами" (как говорил Спиноза) он оставляет в них свой след – отпечаток, то есть отражается в них. При благоприятных обстоятельствах этот отпечаток срабатывает как "программа" воспроизведения первоначального процесса. Он повторяется, в результате чего воспроизводится и укрепляется (так сказать, делается более рельефным и четким) и его отпечаток. Благодаря усовершенствованному таким образом отпечатку (программе) вероятность новых повторений исходного случайного процесса возрастает.  И так далее - по кругу. Постепенно случайность переходит в закономерность, хаос – в упорядоченность.

Простой пример из неживой природы. Река. Водный поток образует русло. Далее вымытое русло удерживает водный поток в прежних границах. Течение вода в свою очередь сохраняет русло.

Следующий пример – из живой природы.  Он позаимствован из документального фильма о Илье Пригожине.

“Порядок из хаоса возникает не только в химии - решительно везде, где есть сложные открытые системы. 
Если, например, бегающим в беспорядке муравьям предложить выбор из двух совершенно одинаковых тропинок, то на одну из них случайно перейдет больше муравьев, чем на другую. Они пропитают тропинку своим запахом, и прочие станут следовать за ними. Система отрегулирует сама себя и обретет устойчивость" 



"А ведь то же происходит в жизни человеческого общества. И в исторических событиях и в повседневной толкотне больших городов. И этому можно дать четкое математическое описание." 

В этом примере в качестве “программы” многократного воспроизведения изначально совершенно случайного события (выбора одним муравьем одного из двух абсолютно равнозначных путей) послужил запах.

Эволюции оставалось только усовершенствовать эту схему упорядочивания. В основе человеческого мышления лежит этот же природный механизм – отражение реальности (научение, познание) и управление целесообразным  поведением при посредстве сохраненных в памяти отпечатков-программ.

Мышление – это сохранение, накопление, воспроизведение и изменение прошлого. Изменения, происходящие в ходе  воспроизведения прошлого,  составляют творчество.

***

Спор о природе мышления ведется философами на протяжении многих веков. Речь идет о так называемой “психофизической проблеме”, которая появилась в XVII веке благодаря Декарту и до сих пор не имеет общепризнанного решения. Суть её в следующем.  Существует материальное и идеальное. Материальное обладает различными физическими свойствами (Спиноза особо выделяет “протяженность”) Идеальное (мысли, идеи, образы…) “обладает существованием”, но никаких физических свойств не имеет. Материальное  и идеальное настолько разнородны, что сам факт их сосуществования представляется загадкой. Как одно материальное переходит в другое материальное известно: стол сделан из дерева, сапоги – из кожи; но из чего 'сделано' идеальное? 

Декарт формулирует проблему примерно так: как возникло мышление? (идеальное и мышление -  в данном случае синонимы). Но решить не может, объясняет вмешательством Бога. Спиноза предлагает свое решение: мышление НЕ возникало из материального – оно изначально присуще “субстанции” (природе). 

"Так, по-вашему, – спросил я, – старик Спиноза был прав, говоря, что мысль и протяжение не что иное, как два атрибута одной и той же субстанции?" "Конечно, – ответил Энгельс, – старик Спиноза был вполне прав". (Плеханов) 

"Спиноза неоднократно оговаривает, что мышление как атрибут недопустимо представлять себе по образу и подобию мышления человеческого. Атрибут есть всеобщее свойство субстанции. Оно является лишь основой всякого "конечного мышления", в том числе и человеческого, но ни в коем случае не тождественно последнему. Представлять себе мышление вообще по образу и подобию наличного человеческого мышления – его "модуса", частного случая – значит как раз представлять себе его неверно, так сказать, "по модели" его отнюдь не самого совершенного (хотя и самого совершенного из известных нам) образа" (Э. Ильенков)


   Может показаться, что Спиноза мистифицирует мышление.  Это не так. Он толкует мышление как материалист,  который, однако, понимает, что формы проявления одной и той же сущности могут весьма различаться Возьмем, к примеру, часы. Что общего у таких совершенно непохожих друг на друга предметов, как песочные, солнечные, механические, электронные часы? Только одно – они измеряют и показывают время, что и есть объединяющая их сущность. 

Мышление не всегда было и не навсегда останется таким, каким оно свойственно людям. Оно развивается из своих первобытных примитивных форм, постепенно усложняясь. “Мышление - атрибут субстанции” – говорит Спиноза, и это значит, что мышление существовало всегда. Но это не значит, что реки, вулканы и моря были такими же разумными, как люди. Изначально присущие субстанции формы мышления усложнились чрезвычайно, но сущность мышления остается прежней. 

Принято считать, что мышление возникло только в результате биологической эволюции. Однако такое представление означает, по сути, уступку креационизму, потому что человек могла создать только мыслящая субстанция - если не природа, то Бог.  Мышление – не только “атрибут субстанции”, но и  движущая сила эволюции материи. Без него прогрессивное развитие не было бы возможно. Мышление работало на всех этапах эволюции материи и при этом само совершенствовалось. Поэтому эволюцию (в целом, а не только биологический этап) можно интерпретировать как саморазвитие мышления. На каждом витке эволюции оно принимало новые формы, соответствующие достигнутому уровню упорядоченности. На современном уровне оно приняло вид человеческого мышления 

   Возможно ли мышление более совершенное, чем человеческое?
 Мир, в котором живут люди, неуклонно и необратимо усложняется – вследствие их же познавательной и практической деятельности. Объем необходимой информации уже сегодня настолько велик, что мы не можем обходиться  без компьютеров. Требования к интеллекту растут, продолжительность периода обучения в жизни людей увеличивается. Нагрузка на мышление возрастает и постепенно приближается к критическому уровню, поскольку возможности человеческого мозга не беспредельны.

"Мы ясно чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надежный материал для того, чтобы объединить в одно целое все, что нам известно; но с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем какой-либо одной небольшой специальной частью науки. Я не вижу выхода из этого положения…" (Э.Шредингер)

Противоречие между ограниченными возможностями человека и безграничным усложнением мира должно быть снято в достаточно близкой историческое перспективе. Если этого не произойдет, цивилизацию ожидает замедление темпов развития, стагнация и деградация.
 Мышление должно измениться. 

© 2015. Л. Бабушкин


Прокомментировать и обсудить этот текст можно на форуме

 


генезис
шахматы и культура

Рейтинг@Mail.ru

HotLog